Достопримечательности

Ежегодно Захаровский район принимает участников акции «Линия жизни». В рамках которой, лыжный поход проходит вдоль одного из участков линии советско-германского фронта, проходившей через территорию Рязанской, Московской и Тульской областей по состоянию на 5 декабря 1941 года.

Акция «Линия жизни» проводится в память о рязанцах-добровольцах, которые осенью 1941 года ушли на фронт, чтобы принять участие в обороне Москвы. В то время шли тяжелейшие сражения на подступах  к столице, молодые рязанцы —  спортсмены, комсомольцы, семнадцатилетние юноши обращались в военкомат, чтобы их отправили добровольцами на фронт, потому что возраст их призыва еще не подошел. Тогда в прифронтовых зонах были перебои с транспортом. Ребята встали на лыжи и самостоятельно двинулись в сторону Москвы, их было 500 человек. Они прошли через Захаровский и Михайловский районы рязанщины, Московскую и Тульскую область. Поход заканчивается в городе Венёв Тульской области, общая его протяжённость составляет 120 км.

Инициаторами данной акции являются активисты региональной общественной организации «Союз патриотов Рязанской области», ДОСААФ России и туристический клуб РГРТУ «Альтаир».

Село Плахино — малая родина композитора Александра Александрова и Героя Советского Союза Анатолия Свистунова становится отправной точкой данной акции.

На каждом участке похода  к участникам может присоединиться любой желающий и пройти отрезок маршрута.

Традиционно первый этап заканчивается остановкой в районном центре Захарово, где активисты проводят встречи с населением, посещают краеведческий музей, на базе которого рассказывают учащимся об акции и её истории.

На всём протяжении лыжного похода участники возлагают цветы и венки на мемориалах памяти павшим воинам в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом количество участников акции «Линия жизни» увеличивается.

Самым значимым событием в рамках празднования 135-летия со дня рождения А.В. Александрова стало проведение VIМежрегионального фестиваля патриотической музыки «Песня Победы». Открытие состоялось в с. Плахино у памятника-бюста А.В. Александрова. В торжественном митинге приняли участие: глава АМО – Захаровский муниципальный район Абдюшев И.С., глава администрации Плахинского сельского поселения Демидов Ю.П., председатель литературной ассоциации «Переяславль», поэт, писатель, краевед, Заслуженный работник культуры РФ Крылов В.И., учащиеся Плахинского филиала им. А.В. Александрова МОУ «Захаровская СОШ № 2», гости и жители села. После возложения цветов к памятнику-бюсту А.В. Александрова делегация направилась в с.Захарово в Победовский СДК. У фасада Победовского СДК все участники фестиваля были выстроены полукругом, духовой оркестр МКЦ г. Рязани исполнял произведения А.В. Александрова и военные песни и марши советских композиторов. Воспитанники Кадетского корпуса г. Рязани продемонстрировали плац-парад на песню А.В. Александрова «Несокрушимая и легендарная». Всех гостей и участников фестиваля встречали хлебом-солью, а сводный хор коллективов Захаровского района исполнил неофициальный гимн-песню «На земле Захаровской» – муз А. Крючкова, сл. С. Смирнова-Смелова. Открыли фестиваль глава АМО– Захаровский муниципальный район И.С. Абдюшев, заместитель начальника отдела координации деятельности учреждений культуры министерства культуры и туризма Рязанской области Селявин С.В., начальник отдела культуры, спорта и туризма АМО – Захаровский муниципальный район Левашова Н.И, ветеран ВОВ, председатель Совета ветеранов войны и труда Железнодорожного района г. Рязани Грибакин Г.Н. На сцене Победовского СДК выступали творческие коллективы из Московской, Рязанской, Тульской областей. Профессиональные коллективы из г. Рязани и области: юношеский камерный хор «Любомир», Рязанский камерный хор, Народный песенно-инструментальный ансамбль «Славяне», хор Параскевы Пятницы, Народный коллектив Рязанской области хор «Русская песня» МАУК «Дворец молодежи г. Рязани» и др. порадовали зрителей своим исполнением. Почетным гостем фестиваля стал композитор, Заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов России Александр Ермаков.

В репертуаре коллективов и исполнителей были использованы песни и произведения А.В. Александрова, популярные песни и марши военных лет, современные произведения на военно-патриотическую тематику. Настоящим подарком стало выступление концертной бригады Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова. Среди участников – полюбившиеся и уже знакомые исполнители прошлых фестивалей: хоровые коллективы и вокальные ансамбли Московской области «Зарайские зори», «Серебряные нити», «Луховичанка», «Русская песня», солисты МАУК г.о. Луховицы Московской области РДК «Старт» О. Кобылкина, С. Кабанов, И. Гордеева, солисты МБУК «ЦНТиК» Тульская область пос. Одоев С. Толоконников, В. Драгунов, Ю. Лосева и др. Из Рязанской области приняли участие коллективы и солисты из Михайловского, Скопинского, Пронского, Старожиловского, Рыбновского районов и др. Впервые в фестивале приняли участие вокальные дуэты «Талисман» и «Диско» МБУ «Дом культуры пос. Зарайский» г.о. Зарайск Московской обл. Больше-Бедынического СДК, солисты МУК «РДК МО – Скопинский муниципальный район Рязанской области» Н. Калмыков, А. Альвухина, К. Арбузова и др.

Лучшие коллективы Захаровского района – Народный песенный ансамбль «Сударушка», Народный академический ансамбль «Септима плюс», Безлыченский народный хор, Народный ансамбль Жокинского СДК, вокальный ансамбль «Русская песня» Плахинского СДК, ансамбль народной песни «Рябинушка» Сменовского СДК, районный хор ветеранов ЦДК и др. стали активными участниками фестиваля.

В этот же день в рамках культурно-патриотической акции «Живое дерево Памяти» состоялась высадка молодых деревьев в парковой зоне с. Захарово, в которой приняли участие артисты Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова, глава АМО – Захаровский муниципальный район И.С. Абдюшев, волонтеры района и др.

VIМежрегиональный фестиваль патриотической музыки «Песня Победы», посвященный 135-летию со дня рождения А.В. Александрова был отмечен высоким уровнем подготовки и выступления творческих коллективов, разнообразием репертуара военно-патриотической тематики, большим количеством участников.

Проведение фестиваля способствовало выявлению ярких самобытных коллективов и исполнителей, тесному творческому общению, сохранению музыкального наследия А.В. Александрова.

] 

В рамках проведения праздничных мероприятий к 240-летию со дня образования Рязанской губернии в районе прошел VIIМежрайонный песенно-поэтический фестиваль имени С.В. Смирнова-Смелова «Я песню в сердце Вам несу». В нем приняли участие хоровые коллективы и солисты Захаровского, Михайловского, Рязанского, Рыбновского и Скопинского районов. В репертуаре коллективов прозвучали песни на стихи поэта С.В.Смирнова-Смелова и произведения военно-патриотической тематики. Своим творчеством порадовали гостей и участников фестиваля председатель литературной ассоциации «Переяславль» г. Рязани В.В. Крылов, поэтесса д. Безлычное Н.А. Захарова, В. Рыцева из с. Жокино, чтец А. Хлыстов, поэт и композитор г. Рязани Ю. Афонин. Также использовался большой материал автобиографического творчества С.В.Смирнова – Смелова. Среди гостей фестиваля были – представители районной администрации, отдела культуры, спорта и туризма, внучатая племянница поэта В.Петровская из г.Рязани.

«Народный хор Рязанской области» Белыченского СДК ( рук. Л. Дорожкина), районный хор ветеранов (рук. С Шамардина), вокальный ансамбль «Калинушка» Елинского СДК ( рук. Ю.Ананьев),. «Народный песенный ансамбль Рязанской области «Сударушка» (рук.Н.Бакутова), вокальный ансамбль «Русская песня» Плхинского СДК ( рук. Ю. Афонин), «Народный песенный ансамбль Рязанской области» Жокинского СДК( рук. А. Быков), солистка Победовского СДК Белецкая Галина и солистка ЦДК Бакутова Наталья приняли участие в VIIМежрайонном фестивале  песенно- поэтического творчества «Я песню в сердце Вам несу» имени поэта- песенника  С.В. Смирнова- Смелова, посвященном 240- летию Рязанской Губернии, который состоялся 18 ноября 2018г. В ходе мероприятия  прозвучали песни на стихи С.В. Смирнова – Смелова, в том числе неофициальный  Гимн Захаровского района «На земле Захаровской» в исполнении сводного хора коллективов Захаровского района, а также песни  патриотической направленности в исполнении гостей фестиваля из других районов области- Михайловского, Рыбновского, Рязанского и Скопинского.

Фестиваль отличался хорошим уровнем подготовки, высоким исполнительским мастерством коллективов, разнообразием репертуара, широкой пропагандой песенно – поэтического творчества С.В.Смирнова – Смелова.

Родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино Захаровского района. Любовь к музыке, пению пробудилась у маленького Саши очень рано. Он любил подолгу слушать песни, которые пела его тетка Анна, признанная мастерица пения на селе. От природы Саша был наделен красивым голосом и абсолютным слухом, и уже с малых лет он пробовал подпевать тетке, а позже начал сам сочинять частушки и песни.

Трудно сказать, как сложилась бы судьба талантливого мальчика, если бы пение его не услышал заезжий земляк – Петр Заливухин. Он уговорил родителей Саши отпустить его в Петербург, чтобы продолжить музыкальное образование. Там мальчик учился с большим увлечением и старанием. Чувствуя недостаточность общего образования, он очень много читал.

Весьма помогло становлению талантливого юноши личное, почти отеческое внимание Н.А. Римского-Корсакова.

После окончания Придворной певческой капеллы Александров выдерживает трудные экзамены в Петербургскую консерваторию. Сырой Петербургский климат, напряженная работа и постоянная материальная нужда подорвали здоровье юноши, и эти обстоятельства вынуждают его покинуть Петербург. В 1913 году он закончил Московскую консерваторию с серебряной медалью. Позже он был приглашен преподавателем консерватории, где работал в течение 28 лет. При непосредственном участии Александрова в консерватории были открыты отделение военных капельмейстеров (дирижеров) и дирижерско-хоровое отделение.

Многие ученики Александрова с чувством восхищения и признательности вспоминают своего учителя.

Неиссякаемая энергия, отзывчивый и общительный характер Александра Васильевича всегда привлекали к нему студенческую молодежь, и это создавало ему широкую популярность. После лекции или урока можно было еще долго видеть его в аудитории, окруженного студентами, педагогами, оживленно беседующего.

Александр Васильевич любовно хранил и передавал младшему поколению музыкантов в интереснейших рассказах многочисленные предания и были из истории своей творческой жизни, эпизоды встреч с великими мастерами музыки.

С 1928 года наряду с преподавательской деятельностью, началась новая веха в творческой жизни Александрова, связанная с его работой в Ансамбле песни и пляски Советской Армии. Александр Васильевич руководил этим коллективом на протяжении 18 лет с момента его создания.

Начиналась история этого коллектива с небольшого ансамбля из 12 человек, куда Александров был приглашен на должность музыкального руководителя. Согласие свое он дал далеко не сразу, а после длительных раздумий и колебаний. Будучи именитым профессором консерватории, деканом педагогического факультета, заведующим хоровой кафедрой, руководителем Московской государственной хоровой капеллы, дирижером и хормейстером Камерного театра, он и не предполагал, что это новый поворот в его жизни.

Первое концертное выступление коллектива состоялось 12 октября 1928 года. Оно было тепло принято публикой, и этот день считается Днем рождения Ансамбля. На первое выступление коллектива откликнулась газета «Красная звезда»: «Небольшой, но мастерский хор исполнял простые красноармейские песни. При этом бой, поражение, победа получали тончайшую музыкально-словесную выразительность. Аудитория слушала с затаенным вниманием. Впечатление получилось огромное…»

Уже через год после создания коллектива, в 1929 году, началась широкая гастрольная жизнь Ансамбля. Коллектив выехал на Дальний Восток в части героической Дальневосточной Армии, в то время нападение японцев. Александров вспоминал: «Ансамбль выступал на передовых позициях, почти на линии огня, нередко под аккомпанемент грохота орудий и ружейной стрельбы. На боевой работе в частях Дальневосточной Красной Армии окреп и возмужал молодой, тогда еще совсем небольшой коллектив… »

Ансамбль постоянно откликался на самые животрепещущие события времени и нередко был там, где они совершались. «В то время ансамбль давал по 50-60 концертов в месяц, в самых разных условиях. Пели на маневрах осенью, в сырость и дождь. Выступали в тридцатиградусный мороз на строительстве Бобриковского химкомбината под Москвой, давали концерты в сорокоградусную жару в песках Средней Азии, выступая перед частями Красной Армии, сражавшимися с бандами басмачей. Несмотря на жару, под всесжигающим солнцем, коллектив выступал в полной военной форме, хотя горло перехватывало от духоты, а мечта о глотке холодной воды казалась несбыточной».

Первые гастрольные поездки на Дальний Восток и состоявшиеся концерты в трудных боевых условиях явились для Ансамбля своеобразной «генеральной репетицией» к большой работе, которая началась в первые дни Великой Отечественной войны.

Участники ансамбля вспоминали: «Песни, пляски, оптимистическая музыка – духовные боеприпасы, как их называли политработники частей, где нам приходилось выступать, — приносили людям огромную радость. После концерта солдаты оттаивали душой, успешнее проводили боевые операции, поэтому наши группы перебрасывались на разные участки фронтов. Не считаясь ни с трудностями и опасностями переездов, ни со сложностями проведения концертов, мы охотно отзывались на любое приглашение».

За время Великой Отечественной войны Краснознаменный ансамбль дал свыше тысячи концертов. После окончания войны коллектив продолжает широкую концертную патриотическую деятельность. И в наше время группы ансамбля выступают в горячих точках нашей страны и на концертных эстрадах мира.

В результате долгих творческих поисков музыкального руководителя, ансамбль сложился как явление уникальное, соединив чистоту и стройность звучания академической манеры исполнения с яркой эмоциональностью и непосредственностью народного пения. В оркестре коллектива сочетаются тембры военного духового и народного оркестров.

Широкая концертная деятельность коллектива положила начало возникновению многочисленных армейских коллективов песни и пляски.

За всю творческую жизнь заслуги ансамбля отмечены многочисленными наградами как у нас в стране, так и за рубежом.

Работая в ансамбле, Александров сам стал сочинять песни. Музыкальный язык его произведений впитал интонации народной музыки, которую он слышал с детства в родном селе. Наверное, большую популярность его творчеству помогла завоевать именно эта простота и близость народной песне.

Александров за всю свою творческую жизнь написал большое количество самых разных песен. Хочется подробнее остановиться на нескольких из них. Буквально в первые дни Великой Отечественной войны была создана знаменитая песня «Священная война». Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа.

Александров увидел в газете опубликованное стихотворение Лебедева — Кумача, тут же поехал домой, забыв обо всем – сочинять, — и к вечеру песня была готова. Ночью вызвали солистов Ансамбля и тут же в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее.

Утром следующего дня, едва успев родиться, «Священная война» начала исполнять свой солдатский долг. На Белорусском вокзале в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний ее голос зазвучал подобно набату, клятве, присяге. Свидетели этого исполнения вспоминали: «Продымленный махоркой вокзал …Эшелоны уходят на фронт… Заунывно перекликаются паровозные гудки…В зале ожидания Краснознаменный ансамбль дает концерт отбывающим воинским частям. Солдаты и офицеры в походном снаряжении расположились на скамьях и чемоданчиках. Суровые лица… Сдвинутые брови… В глазах тревога за Родину, за покинутый любимый дом… торжественность этой минуты передается артистам ансамбля.

И вот поднимается рука руководителя ансамбля, профессора Александрова, и своды вокзала потрясает задушевно-простая и величавая музыка «Священной войны»… Как воинская присяга, звучит песня. Как священная клятва воинов: драться до последней капли крови, до последнего дыхания… Все, кто в эту минуту находился на вокзале, заслышав первые звуки, поднялись, как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца. А когда она окончилась, на какое-то мгновение замерли, завороженные звуками, затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить. Пять раз повторил ансамбль «Священную войну», и только после того, как добрая половина присутствующих уже подпевала ансамблю, запомнив мотив и слова, эта песня уступила место другим произведениям».

С этого памятного дня и началась ее большая жизнь. Не может не волновать свидетельство самого Александрова о первых днях жизни «Священной войны»: «Когда я с группой Краснознаменного ансамбля выступал на вокзалах и других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и мы, исполнители, нередко плакали…» Вплоть до сегодняшнего дня, едва на концерте зазвучат первые аккорды «Священной войны», весь зал встает в едином порыве, и на глаза людей наворачиваются слезы.

Уже позже Александров сказал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках, это – песня. Песня, которая также может разить врага, как и любое оружие…»

В период Великой Отечественной войны Александровым было создано большое количество песен, среди них особое место занимает произведение, имеющее большое значение для нашей страны и сейчас. Это – гимн СССР. Летом 1943 года правительство нашей страны приняло решение о создании нового Государственного гимна вместо «Интернационала». К работе по созданию нового гимна Советского Союза были привлечены более ста шестидесяти композиторов из всех союзных республик и около сорока поэтов – ведущие литературно-музыкальные деятели нашей страны. Работа по созданию нового гимна велась долгая, кропотливая и напряженная.

После предварительных прослушиваний на заключительный тур конкурса прошли несколько композиторов, среди которых были Александров, Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Новиков. Гимны, сочиненные этими композиторами, прослушивали члены правительства в Большом театре Союза ССР в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии.

Литературной основой стал вариант текста С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. Но и он был не окончательным. Некоторые моменты в тексте им пришлось переделывать и дорабатывать. Когда новый вариант был готов, всем композиторам страны предложили написать музыку на этот текст. Но именно в музыке Александрова руководители государства увидели черты, присущие гимну страны.

Новый гимн зазвучал по радио в новогоднюю ночь 1944 года. В тот же миг донесся он и до фронтов, где наши воины сражались за независимость родной земли. Президиум Верховного Совета СССР указом от 15 марта 1944 года утвердил гимн для повсеместного исполнения.

Сам автор гимна писал: «Мне хотелось соединить жанры победного марша, чеканной народной песни, широкого эпического, русского былинного распева. Хотелось, чтобы гимн был другом и вдохновителем человека-гражданина».

После осуждения культа личности Сталина в 1956 году, гимн в течение двадцати лет исполнялся без текста. В 1976 году Михалкову было предложено отредактировать текст гимна. В результате были убраны славословия в честь Сталина и милитаристские моменты. Гимн с новым текстом исполнялся до 1991 года. Когда распался Советский Союз, вопрос о музыкальном символе России встал со всей остротой. В этот период роль гимна исполняла «Патриотическая песня» М.И. Глинки. Долгое время велись попытки подобрать текст на эту музыку, но они успехом не увенчались. В результате, в декабре 2000 года в качестве государственного гимна была вновь утверждена музыка А.В. Александрова. Новый текст гимна опять было предложено сочинить С. Михалкову. Именно этот вариант текста был принят Правительством России 22 марта 2001 года.

Сын Александра Васильевича – Борис Александров – обнаружил, что среди духовных сочинений отца есть одно церковное песнопение, в котором угадывается знакомый мелодический рисунок. «Это и есть первоначало, первоткань гимна Советского Союза, вот его остов – из самой глубины фольклорной, поющей души народа. Так что гимн наш, исконно русский!» — подытожил Борис Александрович.

Александр Васильевич внес значительный вклад в область собирания и обработки народных песен. К этому жанру он обращался на протяжении всей творческой жизни: интересовался бытующими в народе песнями, записывал их и тщательно обрабатывал. Именно благодаря филигранной трактовке Александра Васильевича весь мир узнал и полюбил народную песню «Калинка», которая более полувека украшает концертные программы Ансамбля.

Народная слава и высокое общественное положение А.В. Александрова явились причиной того, что его жизнь и творчество освещались долгое время весьма неполно, однобоко. И сам композитор в своих автобиографиях, и его биографы обходили стороной его деятельность, связанную с церковью. Лишь в последнее время становятся доступны многие, прежде неизвестные факты его биографии. Александров происходил из семьи церковных служителей и уже с детства приобщился к духовной музыке, пел в церкви. В 1905 году он стал регентом хора Кафедрального Собора города Твери. Александров был последним регентом Храма Христа Спасителя в Москве.

Умер Александров скоропостижно 8 июля 1946 года во время гастрольной поездки ансамбля по освобожденным странам Европы, в Берлине. В одном из последних писем А.В. Александров писал: «Сколько пережито и какой пройден путь от того времени, когда я был мальчиком в лаптях, до настоящего момента. А жизнь была сплошной борьбой, полная труда, забот, трудностей. Но я не сетую ни на что. Я благодарю судьбу за то, что моя жизнь, мой труд принесли какие-то плоды дорогой Отчизне и народу. В этом – большое сч

   Сторона- сторона…

Ты мне с детства родимая мать,

И дороже тебя ничего никогда не сыскать.

И пока я живой,

И покуда ты видишь меня,

Я пойду за тобою,

Пойду до последнего дня

С.В.Смирнов-Смелов

Известный русский поэт-песенник Сергей Васильевич Смирнов-Смелов родился 17 июля 1930 г. в старинном русском селе Жокино Захаровского района Рязанской области. Дошкольным воспитанием занималась мама, Александра Николаевна, учительница по профессии, которая и привила Сергею любовь к русскому слову. А отец, священник Василий, передал сыну  свою преданность земле и русскому народу.

Сергей Васильевич – выпускник Захаровской средней школы. За успехи в учебе и отличное поведение награжден серебряной медалью. Он является первым медалимтом этого учебного заведения.

В школьные годы любимым предметом Сергея Васильевича была литература. Книга стала верным спутником его отроческих, юношеских лет. Сергей много читал, знал наизусть множество стихотворений. Особенно привлекали произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

Во втором классе Сергей начать сочинять стихи. В это время шла финская война, преклоняясь перед её героями, первые свои стихи он посвятил именно им. Стихи впоследствии изучал серьёзно, с карандашом в руках.

Огромное внимание уделял юному поэту директор Захаровской средней школы №1 И.А. Морозов, который заметил талант в ученике и долго его наставлял, руководил  началом его творчества. Иван Алексеевич занимался с Сергеем индивидуально, изучал с мальчиком  вузовский курс по литературе.

В 1949 году Сергей Смелов окончил Захаровскую среднюю школу и поступил в Рязанский педагогический институт на историко-филологический факультет. Учась в Рязанском пединституте, Сергей знакомится с местным старейшим литератором А. И. Чувакиным, который в дальнейшим оказал ему большую поддержку в творческих поисках.

1 мая 1950 года в областной газете «Сталинское знамя» было опубликовано первое стихотворение, а в 1952 году стихи опубликовал журнал «Советский моряк».

В 1961 г. вышел первый сборник поэта – «Здравствуй, море голубое», куда включены песни композитов Л. Бакалова, С. Каца, Е. Попова.

В дальнейшим поэт создает цикл песен для ансамбля песни и пляски камских речников. Он работает в содружестве с ведущим композитором страны: А. Долуханяном, В. Терентьевым, Е. Родыгиным и др.

В 1965 г. в Перми выходит еще один сборник его песен о камских речниках « С честью мы проносим вымпела».

В 1979 г. за музыкальную поэму «баллада о русской березе» (музыка В. Володина) Сергей Васильевич был удостоен звания Лауреата Всероссийского конкурса патриотической песни.

У поэта — песенника основным направлением в творчестве является написание текстов песен. Первые песни на слова С.В. Смирнова — Смелова: «Дума о Рязани», «Песня рязанских животноводов», «Лирическая хороводная», «Ветер радостно кружится».

Сергей Васильевич посвящает свои песни селам земли Захаровской: Добрым — Пчёлам, Захарову, Жокину.

В 2006 г. вышел очередной лирический сборник поэта-песенника – итог 50-летней творческой деятельности. Рязанец по роождению, глубоко русский человек, он вложил в свои стихи всю любовь, всю нежность,все уважение к родной земле, к женщине, морю.

К 350- летию с. Захарово наш земляк и рязанский композитор А.П.Крючков написали песню» На земле Захаровской». Получился настоящий Гимн с. Захарово.

На земле Захаровской

Дали широки,

На земле Захаровской

Песен родники.

Здесь под зорькой алою

Думать хорошо,

Здесь и сам немало я

Светлых слов нашёл.

Долгие годы Сергей Васильевич жил в г. Выборге, где его с полным основанием считают «морским волком». Через всю жизнь поэт пронёс любовь к морю. Он до сих пор дружит с моряками из Выборга и Высоцка и входит в состав Выборгского морского Собрания. Не случайно в сборнике «Дар скромный сердца моего» вошли разделы «Морская душа» и «Славная Балтика».

Не прерывается творческая связь поэта с рязанскими и московскими композиторами. Произведения Сергея Васильевича входят в репертуар не только Рязанского народного хора, но и Большого хора Всесоюзного радио и телевидения, нескольких флотских ансамблей. Его песни поют армейские ансамбли Московского и Уральского округов.

Во многих стихотворениях С.В.Смирнова — Смелова звучит тема Великой Отечественной войны: «Солдаты 41-го года», «Четвертый эскадрон», «Баллада о русской берёзе» и другие.

Сергей Васильевич в своих произведениях затрагивает различные стороны окружающего нас мира: его душа воспринимает предметы бытия через поэтическое слово. Душевное состояние автора сливается с напевностью, красотой. Отсюда восприятие каждого стихотворения яснее и глубже.

Умер Сергей Васильевич 20 августа 2017 года на 88-м году жизни.

Имя Анатолия Петровича Орлова хорошо известно научной и художественной общественности.

Член-корреспондент Международной Славянской Академии, заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почетный гражданин города Долгопрудного, вице-президент Ассоциации «Искусство Народов Мира», кандидат медицинских наук, врач-уролог высшей квалификационной категории, Почетный донор России.

Родился в 1934 г. в селе Захарово Захаровского района Рязанской области в многодетной семье. Его родители – Петр Михайлович и Анастасия Васильевна Орловы – дали детям хорошее воспитание и образование, а главное — привили им любовь к труду и уважение к человеку, воспитывали в духе православия и преданности своему Отечеству.

 Анатолий Петрович окончил Рязанский медицинский институт имени академика И.П. Павлова и ординатуру по урологии в Московском областном научно-исследовательском клиническом институте имени М.Ф. Владимирского. Неоднократно проходил курсы усовершенствования врачей в Российской медицинской Академии последипломного образования.

Сорок лет посвятил лечебной, просветительской, благотворительной и миротворческой деятельности в Москве и Подмосковье.

За время своей многолетней работы он проявил себя высококвалифицированным специалистом, чутким и отзывчивым врачом, сделавшим много доброго и полезного для своих пациентов, о чем свидетельствуют многочисленные благодарности в его адрес.

Доктор Орлов – автор многих научных работ и публицистических статей по различным проблемам медицины и изобразительного искусства. О его просветительской и научной деятельности неоднократно сообщалось в центральной прессе, на радио и телевидении.

Не меньшим общественным резонансом пользуется деятельность Анатолия Петровича на ниве отечественной культуры. Он – создатель пяти художественных галерей, каждая из которых была организована им на основе его личной коллекции произведений изобразительного искусства. Создание этой коллекции стоило собирателю напряженного и самоотверженного труда. Она составлялась на небольшую зарплату врача. Часть произведений была получена в дар от художников — друзей, благодарных ему за бескорыстие, доброту и пропаганду их творчества.

Смысл своей собирательной деятельности А. П. Орлов видит в сохранении и широкой пропаганде современного искусства, в создании музеев и галерей. История России богата примерами такого подвижничества отечественной интеллигенции. Свидетельством того, что эта культурная традиция не прервалась, является просветительская деятельность доктора А. П. Орлова.

«Вся моя многолетняя просветительская работа, — говорит Анатолий Петрович, — мой нелегкий труд по организации художественных галерей – это, прежде всего, дань памяти великого патриота и просветителя России Павла Михайловича Третьякова, дань признательности моим родителям и учителям – всем тем, кому я обязан своим становлением как личности. Вокруг накопилось столько зла, что если хоть каплю добра мне удастся внести в мир, буду считать свои усилия не напрасными».

Эта благодарная жизненная программа успешно реализуется в его кипучей общественной работе. Свыше ста художественных выставок организовал он из произведений своей коллекции во многих городах Российской Федерации, в том числе неоднократно в Москве. Общественность страны отмечала большое воспитательное и научное значение этих выставок. Они способствовали укреплению мира, доверия и взаимопонимания народов, их духовных связей и взаимообогащению культур.

 Часть собранных произведений искусства А. П. Орлов безвозмездно передал Советскому Фонду Мира, медицинским учреждениям Москвы и Московской области, Международному детскому фонду, Православной Церкви, Советскому и Всероссийскому фондам культуры. В дальнейшем они были распределены среди российских региональных музеев. Всего передано в дар государству 2000 произведений живописи и графики известных мастеров изобразительного искусства, имеющих художественную и историческую ценности.

Но, пожалуй, венцом его подвижнического труда, отмеченного организаторским талантом и потребовавшего не только огромных усилий, но и личных материальных затрат, является организация Долгопрудненской городской картинной галереи в Московской области, Захаровской районной галереи в Рязанской области, Калининской сельской галереи в Сумской области, а также галерей в Московской областной школе-интернате музыкального воспитания г. Мытищ и в детской клинике НИИ урологии Министерства здравоохранения Российской Федерации.

А. П. Орлов — бескорыстный, инициативный человек, отдающий много сил и энергии целям милосердия, духовного и нравственного воспитания. Своей подвижнической деятельностью продолжает лучшие традиции русской интеллигенции в деле сохранения, развития и приумножения культуры. Как русский человек он верит в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все гении и все ее строители. Только на этой вере, как говорил выдающийся ученый, правовед и литературный критик И. Л. Ильин, мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу. Орлов глубоко переживает за все негативные явления, которые происходят в настоящее время в нашей стране, и делает все возможное, чтобы помочь России.

С 1960 года А. П. Орлов принимает активное участие в работе Московской областной организации Союза художников Российской Федерации, является членом комиссии по пропаганде изобразительного искусства, избирался заместителем председателя по охране памятников истории и культуры, является председателем Художественного Совета Долгопрудненской картинной галереи, членом Правления Всероссийского фонда культуры.

Его общественная деятельность обширна и плодотворна. Он – участник Марша Мира — 82 и Первого Всесоюзного фестиваля искусств в селе Калининское Сумской области в 1989 году, делегат 2-го, 3-го и 4-го Международного Славяноевразийского конгрессов в Москве (1995-1997 гг.)

Многие годы принимал участие в деятельности Московского городского и областного Советского фонда Мира и внес вклад в интернациональное и патриотическое воспитание молодежи.

В 1990 году А. П. Орлов был избран народным депутатом Долгопрудненского городского Совета Московской области. Исполнял обязанности заместителя Председателя по культуре и члена комиссии по здравоохранению.

Кандидатура А.П. Орлова выдвигалась Ассоциацией «Искусство народов мира» на присвоение почетного звания «Герой Социалистического труда» и Государственную премию СССР, была поддержана многими государственными и общественными организациями. Однако в связи с распадом СССР, этот вопрос остался нерасcмотренным.

Своему подвижническому делу Анатолий Петрович посвятил свыше 40 лет и на протяжении этого времени не только вернул физическое здоровье многим пациентам, но врачевал их души, делал людей добрее и духовно богаче силой своего примера, высоконравственным служением отечественной культуре.

Созидание – вот смысл жизни А.П. Орлова. На его примере можно проследить становление и гармоничное развитие личности, ее самореализации и духовного развития. Такова гражданская позиция А.П. Орлова, врача, ученого и подвижника.

В 1989 году за организацию Долгопрудненской художественной галереи Президиум Верховного Совета Российской Федерации присвоил ему Почетное звание «Заслуженный работник культуры России».

За миротворческую, благотворительную деятельность, защиту памятников истории, культуры и православия, а также за труды по возрождению духовности в нашей стране Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй наградил А.П. Орлова медалью Святого благоверного князя Даниила Московского (1994 г.) и высшей наградой — Орденом русской Православной церкви Преподобного Сергия Радонежского 3 степени (1998 г.). Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 28 ноября 1997 г. за заслуги перед государством, большой вклад в укреплении дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства А. П. Орлов награжден Орденом Почета. Он отмечен медалями: «Маршал Советского Союза Жуков», «50 лет Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», «В память 850-летия Москвы», а также многими дипломами Союза художников СССР, РСФСР, ВООПИК и Почетными грамотами за просветительскую и врачебную деятельность.

Далеко за пределами Рязанской области известно имя местной особо почитаемой Пелагеи Захаровской. Легенды о чудесных способностях предвидения местной святой передают из уст в уста.

В будние дни и в дни православных торжеств на её могилу приезжают верующие со всех концов России. Здесь можно встретить и москвичей, и свердловчан, и туляков и челябинцев, а также паломников из многих других регионов России. После посещения могилы Полюшки — так ласково её называют все, каждый уезжает с покоем в душе.
Полюшка Захаровская, или, как записано у нее в паспорте, Лобачева Пелагея Александровна, родилась 20 октября 1890 года в деревне Поярково Михайловского уезда Рязанской губернии. Ее родители были обыкновенные крестьяне — Александр и Наталья Иевлевы. На фамилию Лобачева (это фамилия ее деда) Поля была записана, когда получала паспорт. Родителей тогда уже не было в живых и Поля пожелала носить фамилию деда. Девочка родилась слепой — у неё не было зрачков, но природа наделила её хорошей памятью и «зрением духовным» — прозорливостью. Слепой от рождения девочке было даровано Господом духовное зрение. В три года избранница Божия уже удивляла взрослых своей прозорливостью.Она с трёх раз могла выучить наизусть большие псалмы и молитвы.
Родители умерли рано. Брат и сёстры считали слепую Пелагею ненормальной и обузой для семьи. Некоторое время она жила у своей сестры в селе Жокино, а после переезда сестры в Москву осталась одна. Долго скиталась по чужим домам и жила подаяниями. Приютила её многодетная глубоко верующая семья Пётр и Анастасия Орловы. Пелагея стала для их семьи и крёстной, и воспитательницей.
Из воспоминаний Петра Григорьевича Глазунова: «У Полюшки не было от рождения зрачков. Когда еще ее мать была в положении, то врач, лечивший ее и не знавший об этом, прописал ей хину. Она принимала хину от малярии… Вот Поля и родилась слепенькая. До трех лет она очень плакала… Когда ей исполнилось три годика, она как закричит: я вижу свет! А все удивлялись: какой свет, когда зрачков нету?! И вот уже с трех лет Полюшка начала предсказывать, говорила, что видит восходящих и нисходящих ангелов! С трех лет до семидесяти пяти лет с ней почти неразлучно пребывал преподобный Серафим Саровский.
Полюшка слепенькая знала всю Псалтирь наизусть, от корки до корки… Это был особый человек! Еще в детстве, когда Поле было пять-шесть лет, ее посещала одна хорошая монахиня и учила ее молиться. Она приходила и читала Полюшке и псалмы и молитвы. А какую хорошую память Бог дал блаженной Полюшке! Ведь самые большие псалмы с трех раз наизусть…»
По свидетельству очевидцев, блаженная Пелагия никогда не ела мяса, а в первую, четвертую и седьмую недели Великого поста вкушала лишь одну просфору, пила один стакан святой воды в день.
По народному преданию многие верующие исцелялись от болезней по молитвам блаженной, получали советы и духовные наставления. В мае 1963 года умерла Анастасия Орлова.
Блаженная Пелагия делала по десять тысяч поклонов за 14 часов молитвы в сутки. Блаженная Пелагия отмечала, что при правильном сложении перстов из них исходит огонь. И когда мы наносим на себя крестное знамение, то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает наше тело. Кровь, подаваемая сердцем, проходит через огненный крест и поэтому очищается от всего дурного и страшного — всё сгорает! Поэтому, чем больше мы крестимся, говорила Пелагия, тем чище кровь, тем выше разум, тем ближе к Богу, тем быстрее доходит наша молитва до Господа. В этом — значение Креста!»
Блаженная девица Пелагия предсказала войну с Германией еще задолго до ее начала, даже день знала! Сегодня, — говорит, — война началась… Никто не верил, ведь сообщили нам только на четвертый день-то. Полюшка говорила: немец дойдет до нашей хаты, а от нее его и погоним! Так и было все: задержались на один день, как предсказала Поля, и назад…
Осенью 1966 Пелагею забрала к себе в Москву дочь Анастасии — Нина Петровна.
Умерла 6 декабря 1966 года. Отпевали блаженную в Рязанском кафедральном Борисо-Глебском соборе. Похоронена в селе Захарово и над могилой установлена небольшая молельная часовня. При жизни она так говорила: «Приходите ко мне на могилку и всё мне рассказывайте. Хотя меня с вами не будет, я всё услышу и постараюсь помочь»

Жокинское городище – интересный объект архелогии и экологии. Ононе возведено в заповедный ранг, но, как показала разведка ученых-географов, имеет на это полное право. Расположено Жокинское городище на границе Захаровского и Михайловского районов в 200 метрах от федеральной трассы Р132 Рязань–Тула–Калуга напротив стелы в виде штыка. Территория обнесенной валами былой крепости примыкает к левому склону долины реки Жраки – левого притока Прони. Три линии оборонительных насыпей и рвов не смогли уберечь древний город неизвестного названия от недатированной гибели. И сегодня городище именуют Жокинским лишь из-за близости к одноименному селу.

Это сейчас оно более чем на километр удалено от ближайших населенных пунктов Жокино, Хавертово и Поярково, но еще в конце XVIII века памятник археологии находился на окраине большого села Богородицкое, исчезнувшего к середине XIX века.

Как памятник археологии интересны земляные оборонительные сооружения – валы и рвы – неплохо сохранившиеся для своего средневекового возраста. Кроме того они сохранили на своих крутых склонах домонгольскую флору и фауну. За комплект редких видов флоры и фауны они приобрели статус особо охраняемых природных территорий ранга памятников природы. На городище выявлены ковыль перистый и касатик безлистный, имеющие общеевропейский статус охраны и занесенные в Красную книгу Российской Федерации. Помимо них отмечены растения из Красной книги Рязанской области: гвоздика Андржеевского, ветреница лесная, горицвет весенний, вишня степная, златогоричник эльзасский и колокольчик алтайский.

В 1953 году здесь побывала научная экспедиция во главе с известным археологом А.Л. Монгайтом, которая произвела археологические раскопки. Экспедиция исследовала городище площадью свыше 150 кв.м. При раскопках найдено: керамика, ключи, стеклянные браслеты, рукоятки ножей, остатки жилища, зерно.

В Захаровском краеведческом музее представлен макет Жокинского городища того периода, который интерпретируется как остатки укрепленной феодальной усадьбы, уничтоженной во время татаро-монгольского нашествия. В экспозиции музея имеются кремневые ножи, найденные археологами в карьере около Жокинского городища в 2008 году. Все археологические находки предоставлены в музей Русаковым Павлом Евгеньевичем, младшим научным сотрудником, руководителем археологической экспедиции Российской академии наук. Он вместе со студентами, начиная с 2004 года, ежегодно проводит охранные раскопки в районе Жокинского городища. Весь найденный материал проходит научную обработку в Москве и возвращается в музей.

 

 

Первые упоминания о селе Зимино встречаются в писцовых книгах в 1676 г. Если верить легенде, название село Зимино получило от «зимнего привала славян по Чернолесью» – то есть, места зимовки. Оно было известно еще со времен Ивана Грозного.

Зиминский усадебный комплекс получил статус исторического памятника архитектуры федерального значения, имеющего свой кадастровый номер.

У имения было много хозяев. На основании исторических источников имение принадлежало потомкам Ивана Шаи. Затем имением владела помещица – майорша Пелагея Денисьева. После имение принадлежало Клечановскому. До реформы 1861 года весь усадебный комплекс – Зимино, Сапково и Игнатьево с крепостными душами – купил у Клечановского Н.Н. Желтухин.

Род Желтухиных вышел из рязанских бояр. Николай Николаевич Желтухин, младший сын отставного майора Николая Григорьевича, жившего с семьей в Москве, родился в 1798 году, в 1816 г. поступил па службу юнкером в Конный полк. В январе 1826 г. Н.Н. Желтухина произвели в ротмистры, а в марте он получил Георгиевский орден. Однако служить при суровом императоре Николае Iбыло несладко, поэтому Николай Николаевич решил отойти от военных дел. Женившись на графине Надежде Петровне Ивелич, он в 1829 году подал в отставку по домашним обстоятельствам и был отпущен с чином полковника.

Семейство у Желтухиных было большое: сыновья Федор, Александр, Петр и дочери: Мария и Екатерина. К сожалению, Николай Николаевич рано овдовел. Своим детям он постарался дать наилучшее образование.

Купив имение, Николай Николаевич поселился в Зимино. Ему пришлось перестраивать то, что досталось от прежних хозяев. Он умело вел свое хозяйство, занимался овцеводством, коневодством: михайловское дворянство трижды избирало его своим уездным предводителем. Это обязывало жить на широкую ногу, устраивать празднества с щедрыми застольями, катаньем на лодках, на которые съезжались окрестные помещики. В это же время он развивал усадьбу: перестраивал главный дом, флигели, возводил хозяйственные постройки. При обновлении дома пользовался керамическими плитками, изготовлявшимися на заводе Селивановых.

Co временем усадьба приобретает законченный и импозантный вид. Построенная и отделанная в стиле классицизма, она состояла из нескольких элементов комплекса: главный дом, амбар, конюшня, парк, церковь Воскресения Христова, различные службы.

Имение состояло из двухэтажного дома, к которому примыкали пристройки для прислуги. Господский дом с классическим четырех колонным портиком дополняли два флигеля, соединенные с домом крытыми переходами. Перед домом был разбит цветник. За домом был фруктовый сад и парк.

В начале 1850-х годов Н.Н. Желтухин занялся строительством новой церкви взамен деревянного обветшалого храма Воскресения. Есть предположения, что Николай Николаевич намеревался создать здесь родовую усыпальницу. Таким образом, гостям из окон бальной залы господского особняка открывался красивый вид: над тихими водами пруда стояла красная, словно, обвитая белым кружевом, церковь с сияющими куполами. В Зимино была церковная школа, казенная винная лавка, две мелочных лавки и два хлебных магазина, одна кузница.

В 1917 году жители села поддержали советскую власть. Однако барскую усадьбу сохранили. В 1938 году на базе усадьбы открылась Зиминская школа. После войны центральную часть усадьбы превратили в интернат. Село было многолюдным, но годы военного лихолетья и последующие за ним десятилетия негативно сказались на численности местного населения. Если в начале своего сосуществования классные комнаты, учительская занимали практически весь барский дом, то в 1982 г. из-за ненадобности закрыли центральную часть учебного здания. В 2010 году Зиминскую школу закрыли из-за нехватки учащихся. Пять лет там находилась сельская библиотека, но позже переехала и она. Сейчас здание пустует.

Кропотливую работу по сбору информации об усадьбе и ее сохранении долгие годы ведет главный библиотекарь Зиминской сельской библиотеки Марина Ивановна Фирсова. Собирает исторические материалы, проводит экскурсии для школьников.

Барская усадьба расположена в самой глубине села Зимино, на берегу каскада прудов. От былой роскоши сохранились остатки росписей на карнизах. В Зимино просматривается весь усадебный ансамбль: барский дом, аллея, плодовый сад, церковь. Насколько великолепным был вид из личного кабинета Н.Н. Желтухина – теперь можно только догадываться. Внутри сохранилась первоначальная роспись стен, сделанная в греческом стиле.

К счастью, пруд в Зимино остается в том же состоянии, как и при барине. Пруд здесь особенный, живописный, с островами, глубокий, в котором водится различная рыба – щука, карась, окунь. Отсутствие в округе промышленных предприятий делает зону экологически чистой. Благодаря близости леса, садов, липовой рощи посаженной в XIXвеке воздух наполняется ароматом. Вода чистейшая, и летом к пруду приезжают отдыхающие.

Недалеко от пруда находится Воскресенская церковь. Крыша церкви полностью сохранена. Красивая каменная церковь не полностью разрушена. Поражают остатки чудом сохранившейся фрески на столпе, изображающая Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию. У стен церкви похоронен местночтимый иерей Феофилакт, Христа ради юродивый, при жизни имевший дар прозорливости.

С 2018 года стали проводится активные субботники по расчистки территории усадьбы от деревьев и прочего мусора собираются волонтеры из Москвы, Рязани и со всего Захаровского района. Активным организатором субботников стал Антон Лаврушин житель города Рязани. Частым участником субботников стал и местный краевед и писатель Владимир Иванович Крылов. Не остается в стороне и администрация Захаровского муниципального района, Плахинское сельское поселение, сотрудники сельских библиотек и музея. Есть надежда на то, что когда-нибудь усадебный комплекс, будет восстановлен. Ведь Зимино может стать прекрасной зоной отдыха, туристическим и паломническим местом в нашем районе.

Рязанская земля богата своей историей. Важную часть историко-культурного и архитектурного наследия Захаровского района занимают храмы. Большинство храмов в русско-византийском стиле, постройки конца XIXвека, но есть и более древние. В настоящий момент действующих церквей на территории нашего района семь. Еще в одной службы проводятся нерегулярно.

В первую очередь хотелось бы рассказать о

Храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селе Липки

Раньше в селе была старая деревянная церковь. Ныне же действующая каменная церковь, согласно сухим архивным данным, «была заложена в 1896 году на средства прихожан и благотворителей». Оказывается, одним из этих благотворителей был сам Святой Праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский.

Старостой в церкви в то время был Василий Митропов, отец которого служил кучером у Иоанна Кронштадтского. И вот по просьбе своего сына Василия его отец обратился к Праведному Иоанну с просьбой помочь в строительстве храма в селе Липки.

И протоиерей Иоанн откликнулся на просьбу. По его повелению весь строительный материал из Санкт-Петербурга доставлялся прямо в Липки. Строительство закончилось к осени 1911 года, храм был освящен. После окончания всех работ Иоанн Кронштадтский подарил храму три иконы: «Знамение», «Казанская икона Божией Матери» и «Икона святителя Николая Чудотворца».

Наш земляк, поэт, краевед Анатолий Чижов-Добропчельский вспоминает:

«Родная моя и любимая с детства. Ходил с матерью сюда и причащался.

В Липки в черненьком платке
По дороге шли старушки,
Им сияли вдалеке
Купола родной церквушки.

Куполов было пять. Четыре по бокам, символизирующих евангелистов, и пятый большой купол в середине, знаменующий Иисуса Христа. На куполах были узорчатые кресты с опускающимися цепями для их крепления. Красиво виднелись издалека!

К печали нашей, в 90-е годы на церковь обрушился пожар. Но жители села отстояли свой храм. Крыша была повреждена. Поэтому верх здания стал несколько другим»

В советские времена Богословский храм в селе Липки был закрыт, вероятно, в тридцатые годы прошлого столетия. Но после окончания войны с гитлеровцами, в 1945 году храм вновь был открыт для церковных служб.

Блаженная старица Пелагея Захаровская предсказывала храму в Липках хорошую судьбу. Ее слова вспоминает крестник старицы Петр Григорьевич Глазунов:

«Господь оставит только 7 храмов:
Дивеево– храм в честь иконы Казанской Божией Матери, радиус защиты 30 км;
Зарайск– храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы;
Санаксары– село Ковыляй, женский монастырь, восстановленный с помощью схиигумена Иеронима (убиенного);
Село Липки– храм в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, там потом будет монастырь;
Пюхтицы– Пюхтицкое подворье в Москве;
Почаев;
где 7-й забыл…»

Сегодня Богословская церковь находится в приличном состоянии, и в ней совершаются регулярные богослужения.

Храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селе Жокино

Первая известная деревянная церковь в селе Жокино была построена в 1783 году. Почти сто лет молились в ней жители села. К 60-м годам XIX столетия старая сельская церковь совсем обветшала и стала разрушаться. Тогда с 1862 года с помощью пожертвований семьи князя Оболенского началось строительство нового каменного здания церкви с высокой колокольней. В 1870 году строительство было окончено, и новый храм освятили во имя св. Иоанна Богослова. Новый храм уже вмещал около двух тысяч прихожан.

В Богословском храме издавна находили исцеление больные и страждущие. Сюда приходили люди из самых разных районов Рязанской губернии. Сохранился отрывок из истории храма: «В 1872 году вскоре после Рождества Пресвятой Богородицы у крестьянки деревни Поярково Михайловского уезда Пелагеи Моисеевой сильно заболели руки, так что она полностью лишилась возможности работать по дому. Обратившись дважды к доктору и не получив никакой пользы, она возложила все свое упование на Господа. Затем Пелагея увидела дивный сон: будто она находится в храме села Жокино, где священник читал над ней Евангелие и велел перекреститься. Пробудившись ото сна, Пелагея попросила мужа отвезти ее в село Жокино и отслужить там молебен. В этот же день туда привезли чудотворную икону святого апостола Иоанна Богослова из Иоанно-Богословского монастыря. Перед этой иконой Пелагея отслужила молебен. При выходе из церкви она почувствовала, что руки ее начали очень сильно гореть, горели всю дорогу, несмотря на холодную погоду; стала разгибать руки – и они разгибаются. Так Пелагея получила полное исцеление».

В 1922 году церковь ещё действовала, но из неё были изъяты ценности в фонд голодающего Поволжья. Закрыли жокинский храм в мае 1940 года. Долгое время в церкви располагался склад. Только в 2001 году Богословский храм вновь вернули верующим, и в нём снова зазвучали молитвы и песнопения.

В церкви есть три мироточащих иконы – апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Николая Угодника и Пресвятой Богородицы. В храме служатся молебны по оздоровлению недужных и освящению воды. Пока церковь не полностью приведена в надлежащий вид. Впереди ещё много работы по ремонту и реставрации старинного храма.

Храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селе Захарово

Село Захарово появилось в составе Рязанской губернии в 1654 году путем переселения туда жителей села Захаровки (ныне Елино). В течение времени село меняло своё название, то оно называлось Захаровские Выселки, то Вороньи Выселки, то просто Захаровское. Захарово до 1861 года, то есть до отмены крепостного права, принадлежало Богословскому монастырю. Пока в селе не было церкви, оно входило в приход села Катагоща.

В 1876 году на средства прихожан была построена новая каменная церковь во имя Иоанна Богослова. Пятиглавая церковь была покрыта железом, а рядом высилась четырехъярусная колокольня.

Храм был закрыт в 1931 году и сохранялся как памятник архитектуры.

Долгое время Богословская церковь была недействующей. От пятиглавого храма остался лишь один купол, разрушена и высокая колокольня.

Теперь Церковь Иоанна Богослова снова принадлежит верующим. Старейшим прихожанам памятен тот день, когда митрополит Рязанский и Касимовский Симон освятил престол заново открывшегося храма.

Больше четверти века прошло. Проведены необходимые ремонтные работы, внутри сделана реставрация. Может быть, Богословский храм вновь обретёт свою колокольню? Время покажет.

Храм во имя святителя Николая Чудотворца в селе Асники

Каменная церковь с каменной колокольней в селе Асники, относящемся тогда к Пронскому уезду, была построена в 1896 году на средства благотворителя, псаломщика города Москвы Ильи Ивановича Величкина. Посильные средства внесли и прихожане села. Никольская церковь была закрыта в июле 1941 года. Долгое время храм пребывал в запустении, внутреннее убранство во многом было утрачено. Позже Никольский храм вновь стал действующим.

В послевоенное время храм стал духовной опорой для многих людей. Теперь его посещали не только асниковцы, но и жители Байдиков, Горностаевки, Троицкого, Большой Лубянки, Гладких Выселок, соседних сел Михайловского и Пронского районов. Кое-что уже сделано, но впереди ещё огромная работа по реставрации и ремонту.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Остроухово

Деревянная церковь Успения Богородицы в селе Остроухове была построена в середине XVII века. Она упоминается в окладных книгах за 1676 год. Церковь эта просуществовала до половины XVIII столетия, а затем была за ветхостью разобрана. В середине XVIII века местный помещик Николай Григорьевич Ченцов выделил свои деньги для строительства в селе нового каменного храма. Стройка была окончена в 1730 году, и тогда же состоялось освящение Успенской церкви. Таким образом, некоторое время в Остроухове находилось сразу две церкви – деревянная и каменная. К 1915-му году храм был покрыт железом, а рядом находилась колокольня.

В советские времена церковь была закрыта, когда именно – точно неизвестно. А восстановлением храма жители села обязаны двум сестрам-пенсионеркам из Москвы Вере Васильевне и Зое Васильевне Маркиным.

Когда в начале 90-х сестры Маркины покинули Москву с одной мыслью – собственными силами восстановить храм на своей исторической родине, лишь единицы верили в то, что у них получится. Пенсионерок называли мечтательницами, авантюристками, а они упорно, по кирпичикам собирали веру в родном селе. И лишь повторяли: «Нам нужно торопиться». Долго коренные жители Остроухова с недоумением смотрели на пенсионерок. Поверили лишь тогда, когда в село начали приезжать первые машины с кирпичом.

К сожалению, достраивать храм Вере Васильевне, младшей из сестер, пришлось в одиночку: ее старшая сестра умерла от рака. В 1996-м, на Рождество, а потом и на Крещение храм впервые после 65 лет запустения открыл двери для верующих. В храме активно ведутся восстановительные работы, проходят службы. Но работа впереди еще огромная, прежде чем один из старейших храмов обретёт свою вторую молодость.

Храм в честь священномученика Александра Цицеронова и всех новомучеников и исповедников Российских в селе Поливаново

Церковь в селе Поливаново Рязанской губернии первоначально была построена в 1616 году и называлась Богородичная. В 50-х годах прошлого века разрушена.

Сейчас в селе стоит новая, маленькая деревянная церковь. Интересна же она тем, что названа в честь нашего земляка, бывшего священника Поливановской церкви, священномученика Александра Цицеронова.

Александр Цицеронов родился в селе Попадьино Михайловского уезда Рязанской губернии в семье диакона. Окончил Рязанскую духовную семинарию. В 1914 году был определен на приход в село Поливаново. В 1937 году священник был репрессирован. 7 мая 2003 года определением Священного Синода был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.

По свидетельствам современников, отец Александр был человеком веры, доброй души и мягкого характера. Главной целью его жизни было как можно доступнее растолковать Священное Писание взрослым и детям, которыми всегда был наполнен дом. Был удивительным бессребреником, появлялся в самые трудные моменты жизни семей своих прихожан и приносил или деньги, или продукты, или вещи; буквально делил пополам имеющиеся гроши.

Идея возрождения храма возникла у потомков отца Александра, они же послужили основными спонсорами. В 2013 году храм был освящён.

В настоящее время ведутся восстановительные работы и проходят службы в храме святителя Николая Чудотворца в Осове. Возобновились службы в храме Святой Живоначальной Троицы в Байдиках. Остальные храмы района пока только ожидают реставрации, и у каждого из них есть своя уникальная история, все они являют собой красивейшие памятники архитектуры.

ЗАХАРОВО – рубеж воинской славы

22 июня началась Великая Отечественная война. Указом Президиума Верховного Совета СССР в ряде областей, в т.ч. и Рязанской области было объявлено военное положение. Другим Указом объявлялась всеобщая мобилизация. За годы войны от Захаровского района в действующей армии находилось 4579 человек.

Немцы рвались к Москве. Все ближе приближался фронт к нашей земле. В октябре 1941 года на территории Захаровского района был создан отряд народного ополчения, в котором насчитывалось около 80 человек. Потом отряд сократился, т.к. часть его перешла в действующую армию, другие эвакуировались. Из тех, кто остался, решили организовать партизанский отряд. Начальником остался Вялов Георгий Глебович, политкомиссаром Шалаев Николай Георгиевич. Райком партии оказал помощь: была заложена база, определены явочные квартиры. Членами партизанского отряда были: Котикова Анна Матвеевна – заведующая библиотекой, Попова Анна Степановна – работник Захаровского райкома партии, Саморукова Катя – медсестра. Купришин Иван Федорович – начальник Попадьинского почтового отделения, где он работает по заданию Райкома партии. Это почтовое отделение является явочной точкой для партизан.

24 ноября танковые войска Гудериана заняли Михайлов.

Из докладной записки секретаря Захаровского РК ВКП/б/ секретарю Рязанского Обкома ВКП/б/ Тарасову от 19.01.1942 года:

«25 ноября 1941 года в 11 часов дня из г. Михайлова в райцентр с. Захарово пришла немецкая разведка в количестве 2-х автобронемашин. Обстреляв из пулеметов райцентр, 2 броневика ушли по большой дороге в направлении с. Попадьино.

26 ноября в район прибыло 600-700 человек немецких войск на автомашинах, бронемашинах, танках, мотоциклах. И в этот же день партизанский отряд понес потери: были убиты (обстреляны и раздавлены танкеткой) начальник милиции Усачев Андриан Николаевич, участковый Косоруков Василий и медсестра Саморукова Катя. Усачева и Косорукова похоронили в с.Федоровское, Саморукову Катю в с.Добрые Пчелы».

На счету партизанского отряда подорванный мост, десять гитлеровцев, 2 уничтоженных танка: один в с.Добрые Пчелы, другой – около реки в районе улицы Заречной. Партизаны собирали разведывательные данные, которые потом помогли нашему командованию при освобождении Захарова.

4 дня село Захарово и часть Захаровского района были оккупированы. За это время немцы убили 6 колхозников, 12 местных жителей, в т.ч. 7 детей. Разгромили учреждения района, школы, разграбили магазины, склады.

28 ноября в район начали подходить воинские части 10 армии под командованием генерала Голикова Филиппа Ивановича. Армия развертывалась на фронте Зарайск – Захарово – Пронск – Гремячка.

Выписка из директивы штаба Западного фронта командующему 20-ой резервной армией №0044 от 4 декабря 1941 года:

«Командарму 10-й резервной Голикову…Приказываю: 10-й резервной армии с исходного положения Захарово, Пронск нанести главный удар в направлении Михайлов, Сталиногорск…Ближайшая задача – разбить группу Гудериана и овладеть районом Сталиногорск, Узловая к исходу 10.12…Начало наступления армии с исходного положения с утра 6.12…Подписи: Жуков, Хохлов, Соколовский»

Главный удар армия наносила в общем направлении на Михайлов с фронта Захарово. 330, 328 и 323-й стрелковой дивизии ставилась задача овладеть Михайловым.

После освобождения территории района от фашистских оккупантов захаровцы принялись за самоотверженный труд в помощь фронту. Девизом было: «Работать за двоих – за себя и за товарища, ушедшего на фронт».

 

Герои Советского Союза

Родился 21 ноября 1921 г. в с. Лялино Захаровского района в семье крестьянина. Учился в Лялинской начальной школе, затем — в Больше-Коровинской средней школе, которую окончил в 1939 г.

В 1939 г. призван в Красную Армию. Окончил Вольскую военную авиационную школу пилотов в 1942 г., поступил в Ворошиловградское авиационное училище, которое окончил в 1943 г. С июня 1943 г. – в действующей армии на должности заместителя командира разведывательной авиационной эскадрильи 175-го штурмового авиационного Полка. Участвовал в освобождении Югославии, Венгрии, Румынии, Болгарии, закончил боевой путь в Берлине. За годы войны совершил 120 боевых вылетов.

Из наградного листа: «…102 боевых вылета произвел в сложных метеорологических условиях при низкой облачности 25-50 м в снегопадах и туманах… все боевые вылеты по разведке товарищ Карпухин выполняет боем, в результате чего лично уничтожил: 160 автомашин с пехотой и грузом, 150 повозок, 6 бензоцистерн с горючим, 2 паровоза, более 30 танков и до 400 солдат и офицеров противника, сбил 14 вражеских самолетов…»

Звание Героя Советского Союза присвоено 18 августа 1945 г.

После войны продолжил службу в Военно-воздушных силах. В 1953 г. окончил Военно-воздушную академию. Служил заместителем командира корпуса противовоздушной обороны страны. С 1969 г. полковник Карпухин в запасе. Жил в городах Днепропетровске, Киеве, работал начальником отдела, заместителем, начальником 2-го управления Министерства черной металлургии Украинской ССР.

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом Красной Звезды Венгерской Народной Республики, медалями.

Умер 3 декабря 1979 г., похоронен в г. Киеве.

На здании Больше-Коровинской школы, где он учился, в мае 1985 г. установлена мемориальная доска.

 

Родился 11 августа 1922 г. в д. Некрасово Захаровского района в семье крестьянина. Учился в Некрасовской и Больше-Коровинской школах. После перезда в г. Москву окончил 8 классов. Посещал аэроклуб.

В 1940 г. призван в Красную Армию Больше-КоровинскимРайонным военным комиссариатомРязанской области В 1942 г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. В боевых действиях Великой Отечественной войны – с мая 1943 г. Воевал на Западном, 1-м и 2-м Белорусском фронтах. Вначале – летчик, затем – заместитель командира эскадрильи 657-го штурмового авиационного полка (196-я штурмовая авиационная дивизия, 4-й штурмовой авиационный корпус, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт). Старший лейтенант А. В. Мишин к маю 1945 г. совершил 96 боевых вылетов, в основном в качестве ведущего групп самолетов, для нанесения штурмовых ударов по объектам противника.

Из наградного листа: «…Участвовал в Ельнинско-Рославльской и Смоленской операциях, на 1-м и 2-м Белорусском фронтах, в Бобруйско-Жлобинской и Осовецкой операциях по расширению плацдарма на западном берегу р. Нарев и по уничтожению Восточно-Прусской и Померанской группировок и Штеттинской операции произвел на самолете Ил-2 96 боевых вылетов… Отличным выполнением боевых заданий, старший лейтенант Мишин нанес большой урон противнику в технике и живой силе… Всего уничтожил 1 танк, 45 автомашин, 4 склада с боеприпасами, 1 паровоз, 5 вагонов, 2 повозки, до 250 солдат и офицеров противника. Подавил огонь 4-х батарей ПА, 3-х батарей береговой артиллерии, 3-х батарей ЗА, 4-х батарей МЗА…» К маю 1945 г. эскадрилья совершила 310 боевых вылетов, с минимальными потерями.

Звание Героя Советского Союза присвоено 18 августа 1945 г.

С 1948 г. старший лейтенант А. В. Мишин – в запасе. Жил и работал в г. Москве.

Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями.

Умер 24 декабря 1965 г., похоронен на Востряковском кладбище.

Родился 8 апреля 1920 г. в д. Малое Коровино Захаровского района в многодетной крестьянской семье. Отец, Петр Никитович, был одним из организаторов колхоза в селе, мать, Екатерина Ивановна, занималась домашним хозяйством. Родители воспитывали 4 сыновей и 3 дочерей.

В 1932 г. после окончания 4-х классов Александр был отправлен к бабушке в г. Москву. Окончил среднюю школу. Работал налоговым инспектором.

В 1940 г. призван в Красную Армию районным военным комиссариатомРязанской области. После окончания полковой школы в Туркмении был назначен механиком-водителем легкого танка Т-26. В действующей армии с июля 1941 г. в звании старшего сержанта. Воевал под Москвой, на Дону, под Сталинградом, в составе Южного, 1-го Прибалтийского, 1-го Украинского фронтов. Под Ельней был ранен, лежал в госпитале в г. Горький (ныне г. Нижний Новгород). Награжден медалью «За отвагу».

В 1943 г. окончил 9-месячные курсы в Полтавском танковом училище, был выпущен в звании младшего лейтенанта. В январе 1944 г. направлен на Урал, где принял новую боевую машину — Т-34 и укомплектовал экипаж, в котором заряжающим стал земляк-рязанец из д. Волчково Бельковского района Алексей Потапович Халычев.

Командир танка 53-й танковой бригады (6-й гвардейского танкового корпуса, 3-я гвардейская танковая армия, 1-й Украинский фронт), гвардии младший лейтенант Оськин, будучи командиром танковой группы, на левом берегу р. Висла на подступах к г. Сташув (Польша), 12 августа 1944 г. отразил атаку превосходящих сил противника. Поджег 3 сверхпрочных вражеских танка новой конструкции – «королевский тигр». В тот же день танк Оськина первым ворвался в д. Оглендув, уничтожил десятки вражеских солдат. Были захвачены 3 исправных танка «королевский тигр». Один из них впоследствии был выставлен на всеобщее обозрение в Москве в парке культуры и отдыха им. М. Горького.

Звание Героя Советского Союза присвоено 23 сентября 1944 г.

Назначен командиром танкового батальона. Войну закончил на западной границе Польши.

После войны продолжал службу в армии, командовал батальоном. В 1957 г. окончил Военную академию бронетанковых войск. Работал преподавателем Военной академии, других военных вузов. С ноября 1971 г. полковник Оськин — в запасе. В июле 1974 г. в составе военной делегации посетил Польшу, побывал на местах боев.

Участник 3 юбилейных парадов в честь Дня Победы. Работал преподавателем в Московском механико-технологическом техникуме пищевой промышленности. После выхода на пенсию продолжал работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Жил в г. Москве. Телеканал «Звезда» снял об Александре Петровиче документальный фильм «Дороже золота».

Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Умер  21 февраля  2010 года. Похоронен на Кузьминском кладбище в Москве.

 

Родился 1 февраля 1920 г. в с. Плахино Захаровского района в семье крестьян. После окончания школы уехал в Москву. Работал на автомобильном заводе им. Лихичева. Любознательный юноша сочетал работу с учебой в автоклубе. В 1938 г. Свистунова А. И. призвали в ряды Советской армии и направили на учебу в Борисоглебскую военно-авиационную школу. На фронте был с мая 1942 г. и до конца в войны. Гвардии капитан, командир авиаэскадрильи. О боевых делах летчика Свистунова ходили легенды. Еще в 1941 г. он принимал участие в налете на Берлин. За удачную операцию по бомбардировке Берлина и за 2 сбитых в бою самолета противника Анатолий Иванович был награжден орденом Отечественной войны 1 степени. А. И. Свистунов участвовал в боях на Сталинградском фронте. Летал вместе с прославленными асами, как Алексей Хлобыстов, Николай Худяков, Алексей Рязанов и др. В 1944 г. на фланге войск первого Украинского фронта, в составе которого действовала 2-я воздушная армия, началась историческая Корсунь-Шевченковская операция. Эскадрилья под командованием нашего земляка действовала отлично не только против фашистских транспортных самолетов, но и против их истребителей М-110. Ни один вражеский самолет не прорвался на помощь к своим частям, попавшим в «котел». Участвовал А. И. Свистунов в Уманьско-Боошанской и Львовско-Сандомирской операциях. В воздушных схватках под г. Львов рязанец сражался вместе с летчиками дивизии, которой командовал Покрышкин А. И. За время Великой Отечественной войны Свистунов А. И. совершил 274 боевых вылета, провел 65 воздушных боев. На его боевым счету 14 сбитых вражеских самолета лично и 18 в групповых боях. За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 г. А. И. Свистунову было присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб Анатолий Иванович в 1946 г., похоронен в Вене, на берегу Дуная.

Родился 23 февраля 1918 года в селе Елино Захаровского района.

Окончил 7 классов и Ухтомский аэроклуб. Работал электромонтёром на Карачаровском механическом заводе, затем в научно-исследовательском институте металлургического машиностроения в Москве.

В Красной Армии с 1939 года. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал на Карельском перешейке. Свой боевой счёт открыл 28 июня 1941 года, уничтожив пикирующий бомбардировщик Ju-87. Осенью 1941 года в воздушном бою сбил свой четвёртый самолёт, но и сам был вынужден сесть на верхушки сосен. Месяц лежал в госпитале. Награждён орденом Красного Знамени. Потом воевал на Волховском фронте. В январе 1942 года прибыл в 147-й истребительный авиационный полк Карельского фронта, базировавшийся в поселке Мурмаши Мурманской области.

8 апреля 1942 года в групповом бою сбил три самолёта противника: один — пулемётным огнём, два — применив таран, после чего смог посадить машину на родном аэродроме.

14 мая 1942 года совершил третий таран. Раненый в первые минуты боя Хлобыстов направил свой горящий самолёт на мессершмитт, а сам сумел выброситься с парашютом. В госпитале Алексей Степанович узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза.

К моменту гибели А. С. Хлобыстов совершил 335 боевых вылетов, сбил 7 самолётов противника лично и 24 в групповом бою.

Погиб 13 декабря 1943 года на самолёте P-40, вылетев на боевое задание в паре с ведомым Александром Калегаевым. По одной версии — погиб в воздушном бою. По другой, основанной на показаниях пленного немецкого пилота, командира 9-го отряда 5-й истребительной эскадры гауптмана Ганса Германа Шмидта, самолёты Хлобыстова и Калегаева случайно столкнулись в воздухе над немецкой территорией. Оба лётчика управляли американскими истребителями P-40 («Киттихоук»). Для Калегаева это был один из первых вылетов, возможно, столкновение произошло по его вине.

Самолёты Хлобыстова и Калегаева были найдены летом 2009 года по разные стороны Печенгского шоссе, как раз в том районе. Несколько лет ушло у поисковиков на сбор всех обломков самолётов и человеческих костей (причём возле самолёта Калегаева останков не было найдено вообще). Принадлежность машин определили по заводским номерам (у А.С. Хлобыстова — 1134).

На сбор всех фрагментов и работу с архивами у поисковиков из отряда «Икар» (Заозёрск, Мурманская область) ушло 4 года. 22 октября 2013 года останки А. С. Хлобыстова торжественно захоронили на воинском кладбище в Мурмашах, где похоронены многие его однополчане.

 

 

 








Календарь

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
Пролистать наверх